Когда наступает Рождество

Опубликовано: 952 дня назад (5 января 2014)
0
Голосов: 0

Каждый раз, когда наступает Рождество, миллионы людей задают себе вопрос: почему дата католического Рождества – 25 декабря, а православного – 7 января? Если совсем по-земному сформулировать проблему: почему даты рождения Иисуса Христа разные? Разве так бывает? О том, что так не бывает, во всяком случае не должно быть, знают даже дети, когда перестают верить, что их нашли в капусте.
Но вот бывает же? Споры о дате рождения Христа – исторические, теологические и просто обывательские – продолжаются столетия. Масла в огонь незатухающей полемики в конце 2012 года неожиданно подлил Папа Римский Бенедикт XVI. Сначала в книге «Иисус из Назарета», а потом и в публичных выступлениях он не раз заявлял, что «христианский календарь основан на просчёте». В книге, вышедшей 50-миллионным тиражом в 50-ти странах, глава Римско-католической церкви ни много ни мало сотрясает основы. «Иисус родился на несколько лет раньше, чем принято считать», – пишет Бенедикт XVI. Ясно, что последовательно тиражируемое заявление первого лица католического мира будет иметь далеко идущие последствия. И скорее всего, считают многие учёные и богословы, мир стоит на пороге нового или наверняка реформируемого летоисчисления.
Ведь разрывы в праздновании Рождества всё очевиднее: православное «отстаёт» от католического на 13 дней. Всё началось из-за путаницы календарей. В 1582 году Папой Римским Григорием XIII был введён новый календарь. Его приняли христиане-католики, а православные, в том числе в России, продолжали пользоваться юлианским. В 1918 году советская атеистическая власть ввела в СССР григорианский календарь, но Церковь продолжила жить по старому. Отсюда и две даты Рождества – 25 декабря и 7 января. 7 января Рождество Христово отмечают Армянская, Грузинская, Русская, Иерусалимская и Сербская православные церкви, афонские монастыри, живущие по юлианскому календарю, а также католики восточного обряда и часть российских протестантов.

И вот в этот худо-бедно сложившийся компромисс Бенедикт XVI внёс смуту. «Ошибка в дате рождения Христа, – пишет понтифик, – была сделана в VI веке нашей эры основоположником летосчисления от Рождества Христова (или от начала нашей эры. – Прим. ред.) римским аббатом Дионисием Малым (Dionysius Exiguus)». В книге утверждается, что фактическая дата рождения Иисуса была на несколько лет раньше. Пикантность ситуации в том, что утверждение, что христианский календарь основан на неверной исходной дате, католическая церковь века объявляла «ересью». А доводы науки о том, что Иисус родился в промежутке между 7-м и 2-м годом до нашей эры, и вовсе сначала предала анафеме, а потом игнорировала. Теперь сомнения по поводу одного из краеугольных камней христианской традиции подняты лидером церкви, объединяющей миллиард католиков мира.
Времена меняются? Похоже, что кардинально. Теперь уже учёные подвергают сомнению новые постулаты главы Римско-католической церкви. Учёные Йельского университета, Кембриджа и Сорбонны позволили себе дерзость: направили запрос в Ватикан – откуда Папа Римский почерпнул сведения о детстве Иисуса, что их хватило на книгу? Ведь в канонических Евангелиях информация весьма скудная. Учёные, анализируя содержание книги, предполагают, что Папа мог пользоваться так называемыми апокрифическими евангелиями, повествующими о мальчике-Иисусе. К ним относятся «Евангелие детства» от Фомы и «Арабское Евангелие детства». Однако эти книги Ватиканом объявлены еретическими. И вряд ли на них стал бы опираться Папа. А другой достоверной опоры нет. Выходит, скорее всего, споры продолжатся. Как и попытки цивилизованно примирить календари. Ведь расхождение между ними будет расти: расхождение юлианского календаря с астрономическим годом в один день накапливается за 128 лет, григорианского – за 3 тысячи 333 года.
Похоже, что Ватикан решил не ждать накопления проблем и задумал реформу календарей. Или их сближение. Вот и профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев выступил с неожиданной инициативой. В конце 2012 года он предложил перенести празднование православного Рождества на 1 января.
«По какому бы из нынешних церковных календарей ни праздновали христиане Рождество, всё равно получается абсурд. Если Рождество Христово 25 декабря, то отчего же год, считаемый от Его Рождества, начинается лишь через неделю? Если же Рождество Христово 7 января, то почему новое "лето от Рождества Христова" начинается за неделю до него?» – задаёт логичный вопрос Андрей Кураев в своём блоге.
Однако и эти вопросы пока не имеют ответа. Но, похоже, пока. Кураев часто высказывает вроде бы спорные точки зрения, даже идущие в разрез с официальной позицией РПЦ. Но со временем выясняется, что не так уж они и сильно разнятся. Вот и сейчас протодиакон «дерзит»:
– Неувязок со временем не было, пока новолетие было сентябрьским, а счёт годам вёлся «от сотворения мира», а не от Рождества, – заявил на публичной лекции в МГУ Андрей Кураев. – Возврат к такому счёту нереален. Так, может, стоит католикам и православным договориться о том, чтобы совместить празднование Рождества и Новолетия?
Другими словами, получается, что Рождество будет выпадать на Новый год – 1 января. И станет общим для всех христиан. Точнее, может стать. Если две ветви христианства – католическая и православная – смогут сблизить свои позиции. Пока это не удавалось несколько столетий. Но вряд ли такие громкие заявления, как Папы Римского, поставившего под сомнение дату рождения Спасителя мира, и не менее смелая реформаторская, пусть и неофициальная идея протодиакона Андрея Кураева, делаются просто для сотрясения воздуха. Наверняка они будут иметь последствия. Хочется верить, логичные.

Владимир Емельяненко
С наступающим Рождеством Христовым | Как часто мы к другим бываем строги
Комментарии (0)